28-09-2016, 00:48

Ахматова А.А. Реквием

Поэма создана в 1940 г. В эпиграфе сказано, что Ахматова была со своим народом в эти страшные годы. Вместо предисловия — рассказ Ахматовой, что ее как-то опознали в тюремной очереди в Ленинграде и одна женщина спросила, может ли она это описать. Ахматова сказала: «Могу»,
и тогда на изможденном лице скользнуло что-то вроде улыбки. Посвящена поэма тем женщинам из очереди, «подругам двух моих осатанелых лет».
Вступление рисует перед нами отчаяние и боль того времени, «когда улыбался только мертвый, спокойствию рад». Людей арестовывают, осуждают, весь Ленинград живет возле тюрем: «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне». Ахматова говорит самой себе, «царскосельской веселой грешнице», что ее ждет впереди. Семнадцать месяцев она провела около тюрем, «не разобрать теперь, кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать». Обреченность и скорую гибель сулит звезда, мать боится за сына в предчувствии его смерти.
Приговор, «каменное слово», мать выслушивает уже готовой ко всему, теперь ей «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить». Но жить трудно, и она обращается к смерти, торопит ее приход, ждет или отравленного снаряда, или тифа, она в ужасе. Женщину накрывает безумие, и она отдается ему, чтобы забыть страшные глаза. сына и слова утешений. В поэме присутствуют библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами, например, образы Матери и казнимого Сына. Когда распяли Христа, никто не посмел взглянуть туда, где стояла Мать.
В эпилоге поэт молится обо всех, кто стоял в тюремных очередях.
Опять поминальный приблизился час.


Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною.
Поэт говорит, что если будут ставить памятник, то надо поставить его тут, где провела она триста часов и где так и не открыли для нее засов. Трагедийный мир ранней Ахматовой был личным, теперь же он стал общим. Это были тяжелые годы испытаний для всего народа, в том числе и для Ахматовой. Ее мужа расстреляли, сын оказался в тюрьме, творчество было просто спасением, единственной и последней свободой. Стихотворная четкость, простота формы отличает поэму. «Реквием» стал выражением народной трагедии, обвинением от имени времени.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.