10-12-2020, 02:17

Романтизм как литературное направление. Личность и поэзия Е. А. Боратынского.

Одному из самых возвышенных, мучительных, благородных, трудных, серьезных и прекрасных чувств человека посвящали свои лучшие произведения русские поэты всех времен. Высокую правду о человеке, о его жизни, о жизни его души раскрывает нам русская поэзия. Это наша национальная гордость и любовь, наше духовное достояние.
Каждый влюбленный человек ищет выход своим переживаниям в слове. Почти все влюбленные пишут стихи, даже если раньше были к ним равнодушны. И это неудивительно,— поэзия окрыляет, помогает душевно парить в минуту восторга, обнадеживает в грусти, утешает в горе.
Любовь делает человека достойным всего прекрасного, что есть в жизни, в природе. Он начинает видеть звезды на далеком небосклоне и звезды, отражающиеся на дне колодца, он ощущает, как необычайно тонко пахнет весенняя зелень, как божественно поют птицы.
Читая и слушая стихи, мы не только наслаждаемся мастерством и талантом, но и воспринимаем энергию чувств и мыслей, которые подчас задерживаются в наших сердцах. Поэзия, отнюдь не поучая, учит высокому пониманию всего прекрасного, что есть в мире.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ни чем.
Эти строки написаны талантливой рукой Александра Пушкина. Аннет Оленина была прекрасной дамой, вдохновившей поэта на такой поэтический шедевр.
Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела...
А эти дивные строки три четверти века спустя на¬писал Александр Блок. Стихотворение он посвятил своей «первой любви», Ксении Михайловне Садовской. Примечательно, что Блок много раз обращался к этому стихотворению, что говорит о том, насколько оно было важно и дорого поэту.
Флоты — и то стекаются в гавани.
Поезд — и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней —
Я же люблю! — тянет и клонит.
Написал это Владимир Маяковский в поэме «Люблю». Он воспевал любовь великую, считая своим «соперником» звезды.
Можно сопоставлять эти стихи, способы их написания, в каждом из них выражены личные мысли и чувства, а читатель находит в авторских высказываниях тысячи своих мыслей, только более совершенно, уверенно и красиво изложенных.
Есть замечательные слова Светланы Магидсон: «О любви написано много. Много, потому что перёд нами сотни, тысячи, десятки тысяч строк (и каких строк!), продиктованных душевным волнением и глубокими раздумьями.
О любви написано мало. Мало, потому что чувство это — любовь — неисчерпаемо. Оно и есть сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, ее драматизм, многообразие, ее прелесть, обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце». И сколько бы ни писали об этом великом чувстве, все равно оценить и выразить нравственную и эстетическую его непреложность очень трудно.
«Без силы любви нет поэзии»,— писал Афанасию Фету Лев Толстой. Значит, любовь — сама поэзия, в которой нет фальшивых строк, невыразительных слов, но нужно быть поэтом, чтобы суметь это воспеть.
Любовь бывает порой нужнее хлеба. Вне чувства любви нет, вероятно, настоящего высокого человеческого существования. -
Шестнадцатилетний Михаил Лермонтов, влюбленный в Наталью Федоровну Иванову, создает замечательный лирический дневник — исповедь влюбленно¬го сердца. Романтический человек, особенно поэт, хо¬тел видеть в женщине, которую он любил, свой идеал. Его произведения учат мужчину идеализировать женщину. Тем самым мужчина возвышает не только ее, но и себя.
Многие русские поэты скрывали имя своей возлюбленной за собирательными именами Прекрасной Дамы, Незнакомки, Маски, а то и просто Ее. В 1832 году Пушкин написал знаменитое стихотворение «Красавица»:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей...
Поэт, почти обожествляя женщину, воплощает в ее образе самые высокие человеческие качества. Читатель задумывается о том, что есть красота, изящество, что есть идеал женщины.
Посвящая стихи любимой женщине, русский поэт не старается себя возвысить в ее глазах, он поет славу ее красоте, ее неповторимости, ее очарованию, ее уму и доброте, как, например, Афанасий Фет:
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,—
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Русская поэзия всегда была сильна тем, что высоко и благородно воспевала любовь женщины, верность ее, величие чувств ее. Яков Полонский запечатлел огромную силу любви Нины Чавчавадзе к своему мужу, рано и трагически погибшему в Персии Александру Грибоедову.
Прощай, любви моей заря!
Пал на сердце туман...
Как в темноте рассвета ждут,
Чтоб страхи разогнать,
Так я ждала его, ждала,—
Не уставала ждать...
Для читателя важно найти поэта-спутника, друга, учителя. Как важно порой услышать вовремя слово-поддержку, слово-утешение, слово-напутствие!
«Я очи знал,— о эти очи!» — радостно восклицает Федор Тютчев. И вместе с ним восклицаем и мы, его потомки.
«С любимыми не расставайтесь!..» — не только троекратно советует, но и громким шепотом просит читателя Александр Кочетков в своей «Балладе о про¬куренном вагоне». Ну как же не повторить и нам вслед за поэтом его мольбу! Если она так выражает и наше желание — не расставаться с любимыми...
История больших человеческих чувств, выраженных в поэзии, показывает нам путь восхождения человека к большей человечности. Пробуждать лирой «чувства добрые» — это прекрасное определение Пушкина относится не только к его, но и ко всей поэзии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.