10-12-2020, 02:19
Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия?
В памяти многих поколений Грибоедов остался автором одного произведения — комедии «Горе от ума». И связано это с небывалым выдающимся успехом, выпавшим на долю этой пьесы. Годы создания комедии были ознаменованы роковыми для России разногласиями между властью и прогрессивно мыслящей частью общества, сопровождающимися коллизиями в общественно-политической жизни страны. Интеллигентные, европейски образованные люди, не желавшие мириться с закоснелыми патриархальными устоями, оставляли государственную службу, создавали тайные противоправительственные организации, призывали к реорганизации всего уклада жизни. Все эти события побудили Грибоедова задуматься о судьбе умного, мыслящего человека в современной ему России. В результате этих раздумий и было написано одно из значительных произведений русской литературы — комедия «Горе от ума».
План комедии весьма прост. Все действие происходит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объемлет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацкому, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна».
Но замысел пьесы оценили по достоинству не сразу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рассматривал это как недостаток, а не новаторство, назвав ее «бурей в стакане воды». Конечно, критики признавали, что в «Горе от ума» довольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна и многие другие. Но для настоящей комедии недостаточно присутствия нескольких забавных персонажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе которого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрицательных персонажей.
В комедии Грибоедова все не так. В смешном положении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесному» Молчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Сочувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развитием сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя— это не только безответная любовь, но и противостояние всему представленному в произведении обществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он представлен в комедии пророком, «вопиющим в пустыне», как все мещане, представители фамусовского общества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных», правдолюбец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, вставшие между вольнолюбивой дворянской интеллигенцией и основной массой крепостнического дворянства. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным московскую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей критикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим!..»; покушается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архивах»; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему военному в отставке «совет дал жить в деревне». Поставив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.
Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок». Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по моему, произведение Грибоедова — комедия, призванная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интересами. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обществе. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистический дух, дух скорых перемен.
План комедии весьма прост. Все действие происходит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объемлет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацкому, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна».
Но замысел пьесы оценили по достоинству не сразу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рассматривал это как недостаток, а не новаторство, назвав ее «бурей в стакане воды». Конечно, критики признавали, что в «Горе от ума» довольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна и многие другие. Но для настоящей комедии недостаточно присутствия нескольких забавных персонажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе которого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрицательных персонажей.
В комедии Грибоедова все не так. В смешном положении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесному» Молчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Сочувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развитием сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя— это не только безответная любовь, но и противостояние всему представленному в произведении обществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он представлен в комедии пророком, «вопиющим в пустыне», как все мещане, представители фамусовского общества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных», правдолюбец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, вставшие между вольнолюбивой дворянской интеллигенцией и основной массой крепостнического дворянства. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным московскую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей критикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим!..»; покушается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архивах»; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему военному в отставке «совет дал жить в деревне». Поставив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.
Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок». Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по моему, произведение Грибоедова — комедия, призванная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интересами. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обществе. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистический дух, дух скорых перемен.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.