10-12-2020, 02:19
Особенности конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
В двадцатые годы девятнадцатого века Россия была охвачена острой политической борьбой между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии выйдут декабристы. Эти два противостоящих друг другу лагеря: «век нынешний» и «век минувший», конфликт между ними изображен А. С. Грибоедовым в своей комедии «Горе от ума».
Александр Андреевич Чацкий — главный герой произведения, представитель прогрессивного дворянства, сторонник всего нового, что могло бы позволить стране двигаться вперед, своим поведением и образом мыслей резко отличается от окружающих его людей. Детство он провел в Москве, был нередким гостем в доме Фамусовых, полюбил их дочь Софью. Образование получал сначала у гувернеров, как и многие молодые люди его сословия, потом уехал за границу. Имением своим интересуется мало, управляет им «оплошно», поэтому состояние имеет небольшое. Чацкий некоторое время занимался государственной службой, даже имел знакомство с министрами и успел побывать в армии.
Первое появление Чацкого в пьесе — по возвращении его в Москву после нескольких лет отсутствия. «Чуть свет» он приезжает в дом Фамусовых, к Софье, чтобы признаться ей в пламенной любви, которую он пронес в своем сердце с юности. Этот поступок говорит нам о пылкой и страстной натуре Чацкого. Его чувства не смогли охладить ни расставание с любимой, ни странствия. Его речь отличается меткостью выражений, эмоциональностью, остроумием. Так отзывается о нем Софья: «Остер, умен, красноречив». Да и сам Фамусов рекомендует его как человека толкового: «...он малый с головой, И славно пишет, переводит».
Чацкий — представитель того периода в истории России, когда начинали формироваться взгляды будущих декабристов. Он в своих эпиграммах обличает защитников самодержавия и крепостничества. Для него неприемлемы карьеризм, низкопоклонство, он сторонник истинного просвещения. Источником всех бед современной ему России он считает крепостное право. Чацкий с большим негодованием отзывается о помещиках-крепостниках: один променял верных слуг на борзых собак, другой, помещик-театрал,—
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все,
Распроданы поодиночке!!!
Театр прогорел, и театрал-любитель распродал поодиночке маленьких актеров. Помещики не считают за людей своих крепостных, они к ним жестоки и беспощадны.
Московское барство представлено в комедии как толпа бездушных, праздных и пошлых людей:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Для Фамусова и его общества крепостное право — нормальное явление, оно соответствует интересам дворянства, способствует их обогащению и наживе. Даже жениха для своей дочери Фамусов ищет по принципу:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
К службе представители московского барства относятся чисто формально, как к источнику обогащения. Полковник Скалозуб, человек грубый, вовсе не скрывает, что целью его службы является получение чинов: «Мне только бы досталось в генералы...».
Фамусов тоже служит не делу, а лицам, пристраивая на выгодные посты своих людей:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к
местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Низкопоклонство перед вышестоящими — это верный путь к достижению всевозможных благ. Собственное мнение иметь совсем необязательно и даже вредно. Яркий пример тому — персона Молчалина, он покорно заявляет:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Главное всюду успевать и угождать:
Там Моську вовремя погладит;
Тут впору карточку вотрет.
И такое поведение дает ему реальную надежду на построение успешной карьеры: «... дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
И, действительно, подобные люди могут подняться до больших карьерных высот и даже управлять государством. Чацкого искренне возмущает такое положение вещей, он с негодованием восклицает:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Также противоположные точки зрения у Чацкого и фамусовского общества на вопрос просвещения. Фамусов видит в обучении своей дочери лишь возможность для удачного замужества:
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Александр Андреевич Чацкий — главный герой произведения, представитель прогрессивного дворянства, сторонник всего нового, что могло бы позволить стране двигаться вперед, своим поведением и образом мыслей резко отличается от окружающих его людей. Детство он провел в Москве, был нередким гостем в доме Фамусовых, полюбил их дочь Софью. Образование получал сначала у гувернеров, как и многие молодые люди его сословия, потом уехал за границу. Имением своим интересуется мало, управляет им «оплошно», поэтому состояние имеет небольшое. Чацкий некоторое время занимался государственной службой, даже имел знакомство с министрами и успел побывать в армии.
Первое появление Чацкого в пьесе — по возвращении его в Москву после нескольких лет отсутствия. «Чуть свет» он приезжает в дом Фамусовых, к Софье, чтобы признаться ей в пламенной любви, которую он пронес в своем сердце с юности. Этот поступок говорит нам о пылкой и страстной натуре Чацкого. Его чувства не смогли охладить ни расставание с любимой, ни странствия. Его речь отличается меткостью выражений, эмоциональностью, остроумием. Так отзывается о нем Софья: «Остер, умен, красноречив». Да и сам Фамусов рекомендует его как человека толкового: «...он малый с головой, И славно пишет, переводит».
Чацкий — представитель того периода в истории России, когда начинали формироваться взгляды будущих декабристов. Он в своих эпиграммах обличает защитников самодержавия и крепостничества. Для него неприемлемы карьеризм, низкопоклонство, он сторонник истинного просвещения. Источником всех бед современной ему России он считает крепостное право. Чацкий с большим негодованием отзывается о помещиках-крепостниках: один променял верных слуг на борзых собак, другой, помещик-театрал,—
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все,
Распроданы поодиночке!!!
Театр прогорел, и театрал-любитель распродал поодиночке маленьких актеров. Помещики не считают за людей своих крепостных, они к ним жестоки и беспощадны.
Московское барство представлено в комедии как толпа бездушных, праздных и пошлых людей:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Для Фамусова и его общества крепостное право — нормальное явление, оно соответствует интересам дворянства, способствует их обогащению и наживе. Даже жениха для своей дочери Фамусов ищет по принципу:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
К службе представители московского барства относятся чисто формально, как к источнику обогащения. Полковник Скалозуб, человек грубый, вовсе не скрывает, что целью его службы является получение чинов: «Мне только бы досталось в генералы...».
Фамусов тоже служит не делу, а лицам, пристраивая на выгодные посты своих людей:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к
местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Низкопоклонство перед вышестоящими — это верный путь к достижению всевозможных благ. Собственное мнение иметь совсем необязательно и даже вредно. Яркий пример тому — персона Молчалина, он покорно заявляет:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Главное всюду успевать и угождать:
Там Моську вовремя погладит;
Тут впору карточку вотрет.
И такое поведение дает ему реальную надежду на построение успешной карьеры: «... дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
И, действительно, подобные люди могут подняться до больших карьерных высот и даже управлять государством. Чацкого искренне возмущает такое положение вещей, он с негодованием восклицает:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Также противоположные точки зрения у Чацкого и фамусовского общества на вопрос просвещения. Фамусов видит в обучении своей дочери лишь возможность для удачного замужества:
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.