Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

21-12-2020, 17:52

Облако в штанах

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого. Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Когда-то давно жили Периандр, тиран города Коринфа, и несравненный музыкант-кифаред Арион, лучше которого никто не играл на кифаре. Большую часть жизни Арион провел у Периандра, но затем отправился в Италию и Сикелию, где «нажил великое богатство». Когда же он решил вернуться в Коринф, то нанял корабль и отправился в морское путешествие.
Рудин и Ганин. Как можно сопоставить этих героев? Можно ли найти сходства и отличия в характерах героев? Безусловно, персонажи классической литературы повторяют друг друга в некоторых аспектах. Однако, сравнение Ганина и Рудина очень непросто. Герой Набокова оказывается человеком достаточно эгоистичного характера. Однако, он не карьерист. Для такого персонажа на первом месте оказываются душевные переживания, тоска по Родине. Ганин – эгоист. При чтении романа складывается ощущения, что для него важна не сама Машенька, а только лишь его чувства к ней. Развел их именно эгоизм главного героя. В образе Машеньки читатель отчетливо видит образ родины. Возможно, что Ганин захотел смириться со своей тоской по России.

Найти похожие черты не сложно. Ганин так же не уверен в себе, как и Рудин. Различие в их характерах в том, что герой Тургенева живет для других людей, не только ради собственных идей. Нельзя сказать таких слов о Ганине, которого интересуют исключительно собственные жизненные проблемы.

Уже на первых страницах пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» знакомимся с Дедом-Морозом – второстепенным действующим лицом. Сначала о нем рассказывает Весна-Красна. Оказывается, шестнадцать лет назад она в шутку начала заигрывать со стариком. У них родилась дочка Снегурочка.

О возрасте действующего лица ничего не сказано, но и без того понятно, что он очень старый. Внешность Мороза также не описана, но указаны некоторые детали. Например, Весна называет его «проказником седым». Интересно сравнивать появление Весны-Красны и Мороза. Весна прилетает, окруженная «свитой птиц». Перед тем, как из леса выходит Дед-Мороз, «начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль». Весна же успокаивает пернатых, говоря, что Мороз так шутит.

Весна-красна – второстепенное действующее лицо пьесы А.Н. Островского «Снегурочка». Она появляется в первом и четвертом действиях. Автор не подает в ремарках ее портрет, но другие действующие лица неоднократно называют ее красавицей. Да и эпитет «красна» свидетельствует о прекрасной внешности.

Весна прилетает на земли царя Берендея на журавлях, лебедях и гусях. Ее окружает «свита птиц». Пернатые прижимаются к красавице, зная, что она – их защитница.

Спустившись на землю, Весна наблюдает за тем, что происходит в «угрюмой стране». Она замечает, что везде нависла тишина, от всего веет холодом и признается, что цветущие долины и луга встречают ее совершенно по-другому. Но красавица не обижается на угрюмость «полунощных стран», ведь ей нравится будить природу от сна, наряжать кустарники и рощи «шелковыми коврами трав цветных».

Гордей Карпыч Торцов – одно из главных действующих лиц пьесы А. Островского «Бедность не порок». Это богатый купец, который стремится жить «по-новому», нивелируя традиции и все простонародное. Откуда такое желание у 60-летнего мужчины? Ответ прост: во времена, отображенные в пьесе, было модно отказываться от старого уклада, жить на западный манер.

Гордей Карпыч – выходец из простой крестьянской семьи. Он много трудился, чтобы жить в достатке. Теперь же гордится тем, что окружающие не могут признать в нем «мужицкого» рода: «… кто может заметить, что у нас тятенька мужик был».

В своей пьесе «Гроза», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.

В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.


Наверх