16-10-2022, 15:47
«Мёртвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя
Противопоставление «живых душ» народа «мёртвым душам» помещиков.
Идею поэмы «Мёртвые души» сам Николай Васильевич Гоголь определил так: «…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мёртвые» прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.
Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обременённые моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мёртвой душой в человеческой оболочке.
Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», с восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов.
В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».
Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным. Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь.
Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, приводит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Идею поэмы «Мёртвые души» сам Николай Васильевич Гоголь определил так: «…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мёртвые» прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.
Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обременённые моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мёртвой душой в человеческой оболочке.
Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», с восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов.
В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».
Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным. Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь.
Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, приводит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.